« Учитель работает над
самой ответственной задачей –
он формирует человека.»
М.И.Калинин
По-разному приходят в школу учителя, и по-разному складываются их судьбы. Это неизбежно, так как диплом педагогического ВУЗа это всего лишь документ на право приобщения к большому и необыкновенно сложному труду. А сложность учительского труда, по-моему мнению, в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способностей, заложенных в каждом.
Каждый из нас, и те, кто только начинает работать в школе, и те, кто отдал ей не один десяток лет, задает себе вопрос: «В чём же суть профессии учителя, чем притягивает эта внешне вроде бы однообразная работа?». Вопрос этот из разряда «вечных», и каждый отвечает на него по-своему. Я бы ответила на него так: ни с чем не сравнимая радость иметь возможность видеть невидимое для многих – процесс взросления, становления человека. И я, учитель, не просто причастен к тайному тайных, а от меня зависит и направление, и скорость, и сам характер этого самого сложного и ответственного процесса. Особенно это касается учителей начальных классов, которые закладывают «семена», основу будущих знаний.
Прочные знания – это результат упорного, настойчивого труда. Начиная работать в школе, я часто задавала себе вопрос: «Как приохотить детей к такому труду, выработать привычку к нему, стремление к преодолению возможных трудностей и не «испортить, не сломать» сложнейший, быстро и надолго «ломающийся», очень индивидуальный и единственный в своём роде «экземпляр»?».
Одним из условий воспитания трудолюбия, желания и умения учиться я считаю создание условий, обеспечивающих ребёнку переживание успеха в своей учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению. Организуя урок, работая с детьми, стремлюсь так управлять их деятельностью, чтобы каждый почувствовал окрыляющую силу успеха, ведь если усилия ребёнка не увенчаются успехом, то он начинает терять веру в свои возможности, а постоянные неудачи отбивают охоту учиться.
Другим слагаемым успеха считаю создание в классе спокойной обстановки, чувства доброжелательности, взаимопомощи, коллектива, благодаря которым дети раскованы, свободны, никакого страха, дети работают активно и с удовольствием, потому что внимание учителя сосредоточено не на ошибках и промахах, а на удачах и победах, пусть даже и самых маленьких.
Именно такой урок сотрудничества, на котором у всех всё получается, и рождает чувство успеха, желание и готовность решать всё более трудные задачи, идти вперёд по дороге познания.
Учитель никогда не должен забывать о том, какие дети в классе, как мыслит каждый его ученик, что будет ему легко, что трудно. И если педагог умеет понять школьника, проникнуть в его заветные стремления, он непременно подберёт «ключик» к сердцу ученика. А «если учитель стал другом ребёнка, если эта дружба озарена благородным увлечением, порывом к чему-то светлому, разумному, в сердце ребёнка никогда не появится зло. И если в школах есть насторожившиеся, ощетинившиеся, недоверчивые, а иногда и злые дети, то лишь потому, что учителя не узнали их, не нашли подхода к ним, не сумели стать их товарищами. Воспитание без дружбы с ребёнком можно сравнить с блужданием в потёмках» (В.А.Сухомлинский)
|