Система работы с одаренными детьми (из опыта работы)
Одним из принципов личностно-ориентированного подхода в обучении является принцип индивидуальности, это обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, его самобытность, самоценность.
Для того, чтобы реализовать этот принцип, учителю необходимо в своей работе применять дифференцированный подход, ведь в каждом классе есть как «сильные», так и «слабые» ученики, но каждый из них – это личность со своими интересами, способностями. Задача учителя начальных классов разглядеть эти потенциальные возможности детей, развить их, иначе этот дар природы может оказаться так и невостребованным.
Как же создать условия для развития дарования, превращения ребёнка в человека с состоявшейся творческой судьбой?
Проблемой детской одаренности вот уже много лет занимается доктор педагогических наук А.И.Савенков. Он выделяет одаренность общую и специальную (когда человек одарен в какой-то одной сфере); актуальную(очевидную) и потенциальную.
Наиболее продуктивен педагогический путь, согласно которому одаренность на ранних возрастных этапах должна рассматриваться как некая общая универсальная способность, которая с возрастом приобретает специфические черты и предметную направленность.
В городах работе с одаренными детьми уделяют большое внимание не только школы, но и немало учреждений дополнительного образования. В сельской же местности основная нагрузка в этом вопросе ложится на плечи учителей.
Я свою работу в классе по развитию творческого потенциала детей строю следующим образом:
1. Как известно, в любом деле прежде всего важна мотивация.
Младшие школьники, наверное, самые активнее ученики в любой школе. Однако, если на первых порах, им всё интересно, они горят желанием попробовать себя во всём, то уже к 3-4 классу интерес постепенно угасает и вот здесь важно не упустить их.
Для мотивации к различным видам деятельности я использую такие приёмы, как:
- рейтинг учащихся,
- «почётное место в классе».
- психологические классные часы (кл.часы самоопределения «Поход в мир своего Я», «Сказкотерапия для школьников»),
- создание портфолио с последующей публичной презентацией.
2. Следующий этап – диагностика способностей учащихся, которая является одним из важных аспектов в работе с одаренными детьми.
Она осуществляется в два этапа:
Ø Этап предварительного поиска
Основной смысл работы на этом уровне – собрать предварительную информацию о ребёнке. Как правило, информация собирается из четырёх источников: от родителей, учителей, психологов и самих детей и оформляется в психолого-педагогических картах.
Ø Тестовая диагностика (определение уровня стартовых возможностей).
В своей работе я использую следующие диагностики:
- изучение школьной мотивации,
- карта «Интересы и потребности»,
- карта «Одаренности»,
3. Развитие творческого потенциала
Вся работа по развитию детской одаренности должна проходить не хаотично, а должна быть чётко спланирована. В нашей школе существует программа «Одаренные дети», в которой учителям начальных классов отводится подготовительный этап в работе с одаренными детьми. Его цель – выявление способных учащихся, которое, как правило, осуществляется через такие формы работы как конкурсы, олимпиады, интеллектуальные марафоны, читательские конференции, кружки, секции.
К сожалению, мы не только живём в селе, но и еще обучаемся во 2 смену и, следовательно, посещение кружков, секций для младших школьников проблематично. Обучение по развивающим учебным программам, на мой взгляд, даёт большие возможности восполнить эти недостатки. При этом основной задачей педагога при работе с одаренными детьми является то, что в рамках каждого урока необходимо создать условия для формирования и развития познавательной активности этих детей, развития их общих, универсальных способностей. Для решения этой проблемы я стараюсь применять такие новые технологии как:
- ИКТ-технологии,
- метод проектов,
- работу в педагогических мастерских,
- групповые формы работы,
- опережающее обучение,
- метод «детского эксперимента»,
- отдельные элементы технологии критического мышления.
- уроки-диспуты,
- разного рода творческие задания,
- библиотерапия
При этом ориентироваться стараюсь на «сильных» учащихся. Они – мои помощники, которые часто выполняют роль консультантов при групповой работе, им я позволяю выступать в роли учителя при проведении определенных этапов урока. В классе уже так заведено, что отличникам недостаточно, например, просто решить задачу, им необходимо решить её разными способами, не просто подготовить сообщение по теме урока, но и создать к нему компьютерную презентацию… А остальные дети стараются брать с них пример и в итоге у нас в классе постоянно идёт соревнование. Отличники идут вперед, а все остальные стараются не только догнать, но и обогнать. А своим детям я всегда говорю: «Важно не просто знать, важно ещё доказать всем, что ты знаешь больше других».
Кроме того стараюсь учить детей ставить перед собой цели и добиваться этих целей. Так в начале 4 класса, когда дети стали уже более самостоятельными, каждый ребенок завел свою «Карту самоанализа собственных планов и интересов», в которой они прописывают свои дальние и близкие цели, составляют план действий и затем записывают отчёт о проделанной работе.
Во внеклассной работе использую КТД, которые позволяют развивать в детях организаторские способности. Мы с ребятами обязательно вместе ставим цели, обсуждаем план работы, намечаем пути выполнения задач.
Чтобы восполнить отсутствие возможности посещения предметных и творческих кружков, приходится использовать альтернативные способы:
- участие в дистанционных интеллектуальных марафонах «Кенгуру», «Русский медвежонок»,
- участие в Интернет-марафоне «ЭМУ»,
- организация исследовательской работы учащихся,
- публикация стихотворений учащихся на сайтах,
- выпуск стихотворных сборников, авторских книг учащихся «Моё литературное творчество», интерактивный вариант этих книг,
- дополнительная работа по развитию творческих способностей,
- проведение уроков «Информатика для малышей».
В итоге в классе, на мой взгляд, достаточно высокая успеваемость. Вот уже второй год мои ученики – призёры всех школьных конкурсов, олимпиад, второй год нам покоряются призовые места в районных предметных олимпиадах и конкурсе исследовательских работ. В этом учебном году команда нашего класса приняла участие в областном конкурсе «Информашка», дети активно участвуют в конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру», интернет-марафоне «ЭМУ», внесли свой вклад в создание «Рукописной книги». Они любят писать стихи, этюды, являются активными участниками общешкольных праздников и первыми помощниками в с/библиотеке и ДК.
В итоге хочется сказать, для того, чтобы потенциал одаренного ученика раскрылся полностью, необходимо вести планомерную, ежедневную, кропотливую индивидуальную работу.
|